ЗАМЕТКИ С ПОЛЕЗНОСТЯМИ
Советы детского семейного психолога Светланы Ройз
Школьная «ПервоКлассная зарисовка». С полезностями. Без школьных ужастиков, ругалок и саркастических наблюдений. Практично для родителей первоклассников.
Признак физической, телесной готовности к школе - начало смены зубов. Вся школьная нагрузка: интеллектуальная, эмоциональная, физическая ляжет на маленькое тельце. Если так сложилось, что у наших первоклашек зубки еще не начали меняться, прямо сейчас начинаем усиленно укреплять тело. Тем, во что верите: витаминами, гомеопатией, сбалансированным питанием, зарядкой, режимом. Первая неделя школы - новая нагрузка, иммунитет часто не справляется.
Психолог, проводящий собеседование перед школой, задаёт малышу вопросы о мотивации. Мотивация бывает игровой (детка идёт в школу играть). И играет он по своим правилам. Если он устал от игры, он встаёт посреди урока и начинает бродить, говорить или кушать. Такой ребёнок берет с собой в школу много игрушек. Мотивация ребёнка может «дозреть», но первое время важно терпение и творческий потенциал родителей, чтобы ребёнок не решил «выйти из игры».
Мотивация социальная - ребенок идет в школу дружить. И он больше будет болтать и тусить. Ему важно помочь построить отношения, и такой ребенок может отказываться учиться, говоря, что с ним никто не дружит.
Мотивация достижений - я иду в школу за «5-ми». В первом классе оценок не ставят. И всегда учиться на 5 баллов невозможно. Такой малыш может, если мы не «дадим ему разрешение» быть разным, если мы позволим не оправдывать наши амбиции, превратиться в перфекциониста (человек, стремящийся к совершенству) и невротика.
Мотивация учебная - зрелая. Когда ребёнок идет учиться так тоже бывает.
Первые две недели малыш очень устает: новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка. Пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы он мог выбегаться после школы или просто выспаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми первые школьные недели - это нормально.
Доли мозга, которые отвечают за удержание ребёнка в одной позе, включаются в работу после 7 лет. Малыши не могут быть усидчивыми, не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний дать детям возможность разрядки, не ругайте ребёнка за состояние «волчка» дома.
Только после 7 лет многие детки могут ощущать себя частью системы. Подчиняться ее правилам. Ощущают себя частью группы: мы - ученики, одноклассники, дети. Многие малыши не реагируют, пока к ним лично не обратятся: «Машенька, открой тетрадь». Дома важно играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации. (Учителя часто рассказывают, что часть первоклашек на слова: «Дети, откройте книгу», не реагируют, говоря: «Я не детя, я Саша»).
Если ребенок единственный в семье или он не был в садике, то он не привык к шуму, постоянному присутствию других детей рядом, прикосновениям. Он может сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать, как агрессию), с таким деткой почаще нужно играть в контактно - телесные игры. Он может после школы быть как чрезмерно активным, так и очень вялым.
Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин, то ребёнок может её бояться. Ребёнку важно говорить, что учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтоб её все услышали. И дома важно играть в шумелки.
Для того, чтобы деткам облегчить адаптацию, лучше в первые недели сентября устраивать встречи деток-одноклассников в игровых центрах, пикниках, приглашать в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее будут сосредотачиваться на учёбе.
Каждый понедельник ребёнка может быть сложнее «оторвать от себя», это касается и малышей, которые адаптируются к садику. Называется это «синдром понедельника». После близости с родителями в выходные сложно идти в чужую среду. В утро понедельника замедляем темп, расстаёмся, обнимаясь, с собой ребенку даем частичку себя - браслет, значок, кулон.
В школе, чем раньше, тем лучше делаем коллаж из фотографий мордашек деток, обрисовываем всем классом ладошки, вырезаем их или просто развешиваем по стенам. Когда ребенок приходит в класс и видит «себя», он сразу чувствует, что у него есть место и он «свой».
Мы должны точно знать, что ребенок знает, где школьный туалет, умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если я трачу силы на то, чтобы что - то удержать, мне не до приема новой информации.
Многие чувствительные дети воспринимают мир «носом». (У таких деток, как правило, есть напряжение в поджелудочной железе). Они не будут есть продукт, который плохо для них пахнет, не смогут себя комфортно чувствовать в наполненной запахами столовой. Пожалуйста, предупреждайте учителей о том, какие продукты не ест ребёнок. Давайте с собой воду, фрукты, помытую морковку и проч. Помните, что это не каприз ребёнка.
Чем сильнее отвлекается ребёнок, тем ближе к учителю он должен сидеть. Чтобы была возможность прямого контакта глаз.
О школе - либо хорошо, либо ничего, так же и в присутствии ребенка об учителе.
Если есть ситуация, в которой ребёнку небезопасно, ребёнок должен знать, что вы за него заступитесь. Но дома он свою воспитательную дозу получит.
Пожалуйста, будьте внимательны к изменениям в поведении ребёнка. К сожалению, не все учителя адекватны. Психологическую травму получает в большей степени тот ребёнок, который наблюдает, как на его одноклассника учитель кричит или унижает. Слушайте, что ребёнок рассказывает, во что играет.
Родителей первоклашек ждёт еще одно испытание - перефокусировка авторитетности. Раньше детка слушалась и воспринимала как истинную только информацию от папы и мамы. Сейчас в речи ребёнка появятся фразы: «А Марья Ивановна сказала по-другому. Ты не права».
С каждым днём сокращаем своё присутствие в делании уроков.
Для очень чувствительных, обидчивых деток, особенно, если из фамилии легко сделать «дразнилку» - для того, чтобы «сделать прививку» против обид - дома придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии.
Желательно, в конце первой недели устроить домашний праздник.
Для профилактики болезней, усталости - 1 раз в три недели можно непедагогично с разрешения учителя прогулять школу. Чтобы ребенок мог сбить темп и чтобы его тело не включало режим «психосоматики» (направление в медицине, психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных заболеваний).
Желательно первые 3 недели учебного года не нагружать ребёнка дополнительными новыми кружками и секциями.
Что бы не происходило накануне в семье, с какой бы ноги не встало всё семейство - ребёнка важно проводить в хорошем настроении. Чем больше мы его наполним теплом, как витаминами, тем легче ему будет осваивать новые миры.
Несколько лет подряд я писала сыну Михе в школу письма (малышам их можно рисовать). На конверте было написано - вскрыть после 2 - го урока. В письме - пару тёплых слов. Это витамины любви, которые помогут детке оставаться с вами в контакте, даже без визуального контакта. Это наша возможность сказать - я с тобой.
Пусть школьные годы, хотя бы первый класс, принесут семье устойчивую радость!